Евхологий
синайский
[Синайский
евхологий, Синайский требник (Евх) и Синайский служебник (Служ)]
106
пергаменных листов глаголического письма, датируемых XI в. и содержащих
в большей своей части неполный перевод (с греческого и
древневерхненемецкого) Требника, т. е. книги молитв и специальных
церковных служб на разные случаи жизни, а также Заповедей святых отцов
(перевод с латинского) и три листа литургического служебника (перевод с
греческого) (Служ). Рукопись нашел архимандрит Порфирий Успенский в
1850 г. в монастыре св. Екатерины на Синае, где Евх хранится и в
настоящее время, кроме трех листов (Служ), которые П. Успенский и Н. П.
Крылов увезли в Россию; из них два листа хранятся в Публичной
библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (шифр глаг. 2),
третий лист — в библиотеке Академии наук СССР в Ленинграде
(под
шифром 24,4. 8). Первое издание памятника (в кириллической
транскрипции) осуществил Л. Гейтлер, позднее Я. Фрчек. Последнее
издание — фототипическое воспроизведение текста и его
кириллическую транскрипцию — осуществил Р. Нахтигал; недавно
найденные листы рукописи опубликованы в книге I. С. Tarnanidis (см. в
Син).
Издания
- R.
Nahtigal. Euchologium Sinaiticum. I.
Fotografski posnetek; II. Tekst s komentarjem,
Ljubljana, 1941—42;
- L.
Geitler. Euchologium.
Glagolski spomenik manastira Sinai brda. Zagreb, 1882;
- J.
Frček. Euchologium
Sinaiticum. Texte slave avec sources grecques et traduction
française.— «Patrologia
Orientalis», t. 24, fasc. 5, Paris, 1933; t.
25, fasc. 3, Paris, 1943;
- I.
С. Tarnanidis. The Slavonic manuscripts discovered in 1975 at St.
Catharine's Monastery on Mount Sinai. Thessaloniki, 1988; Цветные
фотокопии нескольких листов, найденных 1975 г.;
Образцы рукописи | Образец издания |
Альбом
Литература
- L.
Geitler. Die
albanesischen und slavischen Schriften. Wien, 1883;
- И.
Д. Мансветов Euchologium
Glagolski.
Spomenik monastira Sinai brda. Izdao D-r Lavoslav Geitler. U Zagrebu.
1882. (Древнейший Славянский требник. изданныи г. Гейтлером по
рукописи, находящейся в Синайской библиотеке) // Прибавления к Творениям св.
Отцов 1883. Ч. 32. Кп. 1. С. 347-390 (1-я пагин.);
- R.
Jarosiewicz. Über das Euchologium Sinaiticum.—
«Sprawozdania dyrekcji c-k. wyższego gimnazyum w Kołomyi za
1888»;
- P. Lang.
Jazykovědecký rozbor
Euchologia Sinajského.— «Zprava gymn. v
Příbrami za léta 1888, 1889, 1890»;
- V. Vondrák. Althochdeutsche
Beichtformeln im Altkirchenslavischen und in den Freisinger
Denkmälern.— AfslPh,
16, 1894, 118—132;
- Его
же. Zachodnio-europejskie postanowienia pokutne w języku
cerkiewno-słowiańskim.— «Rozprawy Wydziału
filologicznego
Polskiej Akad. um.», XL, Kraków, 1904,
1—67;
- R. Nahtigal.
Starocerkvenoslovanski evhologij.—
«Razprave», II, Ljubljana, 1925, 221—228;
- N. van Wijk. Zur Vorgeschichte
zweier altkirchenslavischer Sprachdenkmäler. I. Suprasliensis.
II. Euchologium Sinaiticum.— AfslPh,
40, 1926, 265— 278;
- St. Słoński. Index
verborum do Euchologium sinaiticum. Warszawa, 1934;
- L.
Grafenauer. Karolińska kateheza ter izvor Brižinskih spomenikov in Ćina
nadъ ispovědajoštiimb sę.— «Razprave
Znanstvenega
društva u Ljubljani, 13, Filološko-lingvistički
odsek, 2,
1936;
- Его же. Starobavarska (Svetoemmeramska)
molitev v
starem slovenskem csl. jeziku.— «Slovenski jezik.
Glasilo
Slavističnega drustva». I. Ljubljana, 1938, 8 и след.;
- R. Trautmann. Zum Euchologium Sinaiticum.— ZfslPh,
17, 1941, 52—59;
- H. С. Державин.
Euchologium
Sinaiticum.
К вопросу о времени происхождения памятника.— В кн.
Н. С.
Державин. Сборник
статей и исследований в области славянской филологии.
М.— Л., 1941, 215—231;
- J.
Frček. К textové
kritice Sinajského euchologia. Řeholní
rituál.— «Slavia», 18,
1947—48,
31—46;
- T. Repp. Zur Kritik der
kirchenslavischen
Übersetzung des St. Emmeramer Gebets im Euchologium
Sinaiticum.— ZfslPh, 22, 1953, 315—332;
- J.
Hahn. Der Imperativ raci im Euch Sin.—
«Münchener
Beiträge zur Slawenkunde», München, 1953,
124—136;
- A.
Vaillant. L'Eucologe du Sinaï. Particularités de la
langue
du texte.— «Byzantinoslavica», 21, 1960,
75—87;
- A.
E. Карлинский. Древневерхненемецко-старославянская билингва из
Синайского требника.— «Тезисы докладов,
предназначенных для
обсуждения на 1-й Всесоюзной конференции по вопросам
славяно-германского языкознания», Минск, 1961,
79—82;
- A. Dostál. L'Eucologe
Slave du Sinai.— «Byzantion», 36, 1966,
41—50;
- F. Sławski. Modlitewnik
Synajski.— «Słownik starożytności
Słowiańskich», 3, № 1, 1967, 272—273;
- A.
E. Карлинский. Старославянская версия Сант-Эммерамской
молитвы.—
В кн.: «Типология и взаимодействие славянских и германских
языков». Минск, 1969, 135—161;
- Ст.
Кожухаров. Едва редакция на поместения в Синайския молитвеник чинъ надъ исповѣдаѭщимь сѧ в
пергаментен препис от края на XIII в.— Сб.
«Константин-Кирил Философ». София, 1969,
349—368;
- Z.
Kurzová. Význam a
užívání imperativu
v Euchologiu Sinajském.— «Studia
palaeoslovenica». Praha, 1971, 185—194;
- Она
же. Atematické imperativy typu daidi v Euchologiu
Sinajském.— «Slavia», 1971,
1—8;
- An. Nazor.
Moshe
Altbauer, Psalterium Sinaiticum, an 11th century glagolitic manuscript
from St. Catherines's monastery, mt. Sinai;
- I.
Bujukliev. К charakteristike niektórych hapax legomena v
Sinajskom euchologiu.— «ZbornÎk FF UK
Philologica», 23—24, 1971—72, Bratislava,
1974,
215—220;
- П. Пенкова. Коментариите на Р.
Нахтигал към
изданието на Синайския евхологий и днешното състояние на проучванията
върху паметника.— В кн.: «Nahtigalov
zbornik».
Ljubljana, 1977, 375—389;
- Е.
Дограмаджиева. Обстоятелствени изречения в Синайския
евхологий.— Там же, 47—67;
- В.
Džonov. Die angeblichen gotischen Entlehnungen in der altbulgarischen
Beichte und im St. Emmeram Gebet.—
«Palaeobulgarica», I, 1977, № 3, 60—69;
- П.
Пенкова. Лексикографическая
характеристика Синайского
Евхология.—
«Советское
славяноведение», 1978, № 2,
83—87;
- Б.
Джонов. Сант-Емерамската молитва и нейното отношение към изповедната
молитва от Синайския требник.— «Годишник на
Софийския
университет. Факултет класически и нови филологии», 74/3,
1984, №
3;
- В. Андреева. Старобългарската изповедна
молитва от
Синайския требник и нейното старонемско съответствие —
Сант-Емерамската молитва. Сравнително-стилистичен анализ.—
«Старобългарска литература», 17, 1985,
85—97.
- M. Bakker. The New
Testament Lections in the Euchologium Sinaiticum. —
Polata
Knigopisnaia: Volume 25-26 (Dec. 1994)
- П.
Пенкова. Речник-индекс
на Синайския Евхологий. София, 2008 (Представянето)
- Т.
Афанасьева. Cинайский
Евхологий на фоне славянской традиции Евхология XIII-XV вв.
(по материалам российских рукописных фондов).
О
Киев и Евх
см. также в работах более общего характера:
- J.
Vajs. Indoles liturgiae Slavicae, cuius ritus fuerit
liturgia Slavica a ss. Constantino et Methodio introducta, orien-talis
ne an occidentalis.— «Acta VII conventus
Velehradensis», Olomouc, 1937;
- J.
Vašica.
Slovanská liturgie sv. Petra.—
«Byzantinoslavica», 8, 1939—1946,
1—54; F.
Grivec. Ritus Liturgiae Slavicae.— «Acta Academiae
Velehradensis», 17, 1941;
- Д.
Чижевский.
К
вопросу о литургии св. Петра.— «Slovo»,
2, 1953;
- S.
Smržík. The Glagolitic or Roman-Slavonic Liturgy.—
«Séries Cyrillomethodiana», vol. 2.
Slovak Institute
Cleveland-Rome, 1959;
- M. Lacko. The
Cyrillo-Methodian Origin
of the Byzantine-Slavonic and the Roman-Slavonic
Liturgy.—«
Slovak Studies, III, Cyrillo-Methodiana», Rome, 1963,
79—87;
- L. Pokorný. Liturgie
pěje slovansky.— Сб. «Solunsti bratri»,
Praha, 1962, 158—191;
- Его
же. Die slawische cyrillo-methodianische Liturgie.— C6.
«Sancti Cyrillus et Methodius». Praha, 1963,
118— 126;
- Р.
Якобсон. Тайная служба Константина Философа.—
«Zbornik
radova Bizantološkog instituta», knj. VIII, I.
Mélanges Georges Ostrogorsky. Beograd, 1963,
153—166;
- F.
Zagiba. Einige grundlegende Fragen des Cyrillo-Methodianischen
liturgischen Gesanges.— «Sbornik prací
fil. fak.
Brno, F9, 1965, 403—415;
- A.
Dostál. The
Origins of the Slavonic Liturgy.
«Dumbarton Oaks Papers», 19, Washington, 1965,
67—87;
- J.
Vašica. Slavische Petrusliturgie.—
«Anfänge der
slavischen Musik». Bratislava, 1966, 23—34;
- E.
Koschmieder. Wie haben Kyrill und Method
zelebriert?—«Anfänge der slavischen
Musik»,
Bratislava, 1966, 7—22;
- J.
Laurenčík. К
otázce slovanské liturgie sv. Petra.—
«Studia
palaeoslovenica», Praha, 1971, 201—214;
- V.
Tkadlčík. Byzantinischer und römischer Ritus in der
slavischen Liturgie.— «Wegzeichen. Festgabe zum 60.
Geburtstag von H. M. Biedermann». Würzburg, 1971,
313—332;
- Б. Чифлянов. Богослужебният
чин, проведен от
св. братя Кирил и Методийв началото на тяхната Моравска
мисия.—
«Годишник на Духовната акад. «Св. Климент
Охридски»,
т. XXII (XVIII) за 1972—73 г., София, 1976, № 4,
225—385;
- V.
Tkadlčík. Slovanská liturgie svatého
Petra.—
«Duchovni pastyr», XXVI, 13—14,
22—26;
- Его
же. Byzantský a římský ritus ve
slovanské
bohoslužbě.— «Duchovni pastyr», XXVII,
1978,
4—10;
- V. Konzal. Die Entwicklung der
byzantinischen
Liturgie und die Slaven.— «Beiträge zur
byzantinischen
Geschichte im 9.— 10. Jahrhundert». Praha, 1978,
283—299.
- В
качестве вспомогательной литературы: Gratz Lorenz
Clemens. Euchologium
Graeco-Latinum: complectens pias preces, meditationes hymnosque sacros.
(Campoduni, 1838);